Акмолинская область
Аршалынская средняя школа № 3.
Методическая разработка участника
VI I международной педагогической ярмарки педагогических инноваций.
Номинация: разработка урока
Тема: Подготовка к сочинению в жанре речи на открытии монумента «Казақ елі» в Астане.
Тип урока: применение полученных знаний на практике.
Адресат: учащиеся старших классов
Автор - составитель: Зайтенова Куралай Дюсеновна, Учитель русского языка и литературы, стаж 16 лет
п. Аршалы 2017 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………… 3 стр.
2. Содержание …………………………………………… 4-10стр.
3. Список литературы ………………… ………………. ... 11 стр.
Пояснительная записка.
Вместе с становлением новой дифференцированной средней общеобразовательной школы обновляется содержание образования. В условиях такого обучения учителю приходится продумывать индивидуальные задания различного уровня, в том числе и при обучении написанию сочинений.
В век информационных технологий очень тяжело у учащихся привить интерес к чтению и написанию сочинений. Современному ученику не хочется делать то, что абсолютно ему не интересно. Но перед нами стоит задача научить учащегося правильно и грамотно выражать мысли. Поэтому учитель должен предложить ученику такую форму работы, чтобы учащийся, выполняя ее, знал, для чего и с какой целью он это делает. Также ученик должен четко определить жизненные сферы, где он может применить знания, полученные в процессе выполнения данной формы работы.
С целью развития устной и письменной речи у учащихся я предлагаю писать им сочинения в нетрадиционных жанрах: сочинение-отзыв, сочинение-рекламу, сочинение в жанре речи на открытии памятника, сочинение в жанре письма.
Тема: подготовка к сочинению в жанре речи на открытии монумента «Казақ елі» в Астане.
Цели:
познакомить с принципами построения монологической речи;
Развить способность логического мышления;
Воспитывать на примере героического подвига казахского народа чувство патриотизма, пробудить интерес к изучению истории своего народа;
Формировать умение составлять связное высказывание.
Оборудование: презентация: эпиграф, иллюстрация с изображением памятника, памятка с требованием к сочинению речи; видеоролик с речью экс-акима г.Астаны И. Тасмагамбетова на открытии монумента, образцы речи.
Эпиграф урока:
«….красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека….» (Цицерон).
Ход урока.
I Актуализация знаний.
II Формирование новых умений и навыков.
Слово учителя. Главная задача нашего урока – научить строить и произносить ярко и убедительно публичную речь. Вряд ли нужно доказывать, что необходимо воспитывать в себе умение создавать и произносить речь. В жизни возникают ситуации, когда требуется отстоять свое мнение, оценить чью-то деятельность, побудить к каким-либо действиям. Речь может быть: критической, торжественно- похвальной, агитационной и приветственной.
Мы должны составить речь по поводу открытия монумента. Какой будет наша речь?(торжественно-похвальной).
Каким будет стиль? (публицистическим).
Прослушать речь экс-аким И.Тасмагамбетова на открытии монумента «Казақ елі». (видеоролик)
Какое впечатление произвело на вас данное выступление?(ответы учеников).
Раздаются памятки. Приложение 1
Памятка состоит из компонентов:
1)изобретение речи (подготовка материала для речи);
2)расположение (композиция);
3)выбор языковых средств (перечисление, градация, антитеза);
4)запоминание;
5)произнесение.
Работа с образцами речи. Приложение 2
Соответствуют ли эти речи тем требованиям, о которых мы говорили.
(анализ речей по карточкам).
III Обобщение.
Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы понимаете его?
Красноречие помогает нам выразить наш ум и волю с наибольшей силой, при этом воздействуя на слушателя.
Ученики пишут речь.
Приложение 1
Памятка :
1)изобретение речи (подготовка материала для речи);
2)расположение (композиция);
3)выбор языковых средств (перечисление, градация, антитеза);
4)запоминание;
5)произнесение.
Приложение 2
Образец речи № 1
Речь на открытии памятника Абаю Кунанбаеву
Товарищи!
Всем вам хорошо известно, ясно, что сейчас, в этот час, на глазах всех нас присутствующих на этой новой площади города Алма-Аты происходит событие огромного культурно-исторического значения. Мы отмечаем открытие памятника в нашей столице великому Абаю!
Двоякий большой смысл имеет это незаурядное явление. Во-первых, наше общество советских людей, состоящее из представителей не одних, а многих братских народностей, живущих в Алма-Ате, в советском Казахстане — единой волей, единым слитным чувством, воздвигает настоящий памятник. Оно воздает должное светлой памяти великого сына казахского народа Абая и выражает тем самым благодарное отношение нашей социалистической, советской современности к великим историческим заслугам Абая Кунанбаева — поэта, мыслителя, борца против мира зла и мрака своей эпохи.
Другой глубокий, важнейший смысл в том, что сам Абай, донося до нас многие и многие волнения своего отзывчивого сердца, доведя до нас тысячи своих тревожных дум, запечатленных в строках, страницах его бессмертных творений — ныне встал с этих заветных страниц такой осязаемый, близкий, зримый! Счастливой творческой волей ваятеля как бы шагнул он вот из своего далека, уже трудно представимого нашему
юношеству, далека в наш настоящий, счастливый сегодняшний день "как живой с живым
говоря". Как бы обрел он еще в одном высоком качестве новую жизнь свою, став в ряд с нами. И он пойдет такой достойнейший сын народа, заступник народа в тяжелую годину, в эпоху безвременья — пойдет с нами и с нашими потомками в грядущее, в то счастливое великое грядущее, о чем только мог мечтать он в своих смутных видениях поэта-провидца.
Да, о нем, именно о нем, и с полным основанием мы можем сказать с благодарностью, что он с нами со всеми своими творениями, а ныне и со своим образом на виду.
А с чем и как пришел Абай к нам?
Он пришел, чтобы поведать нам о горе и печали трудового люда пустынных веков минувшего. Он поведал нам о страданиях, стенаниях казахской женщины! Он принес, донес до нас ненависть и проклятие народные против степных воротил, невежественных правителей, родовых верхов, установивших в степи волчьи законы. Он поведал нам о лучших устремлениях передовой части современного ему общества: увидеть, постичь, вкусить плоды знания, света. Он поведал нам о светлой мечте, возвышенной любви, о свободном, вольном счастье юных сердец, угнетаемых суровыми, позорными институтами адата, шариата. Он поведал нам, донес до нас ненависть и презрение народных масс к неизменным людским порокам: жадности, тщеславию, сутяжничеству, тунеядству, зависти и мерзости всякой иной...
Он же — Абай, поведал нам, как безгранична была его любовь, его уважение и вера в передовую русскую мысль! Он оставил в наследство нам, он завещал нам, еще в ту пору разобщенности народов, единственную, неукоснительную, непоколебимую веру в спасительную роль гуманистической, демократической русской культуры.
Он завещал нам знать, любить и почитать гений Пушкина, бессмертные творения Лермонтова, Толстого. Он воспитывал нас еще в наши детские, отроческие годы на родном казахском языке на строфах пушкинских, на элегиях, думах, лирике Лермонтова.
И самое исторически колоссальное из его заслуг заключено в том, что он учил нас, казахских писателей, своих потомков, наследников его, тому, как надо учиться, плодотворно учиться на примерах русской классической и мировой литературы, учиться создавать истинно художественные, подлинно высококультурные образцы литературного творчества.
И во всем только что, лишь поверхностно упомянутом мною духовном наследстве Абая воплощено одно неотъемлемо великое — это его высокий интеллект, это тот высокий строй души, подлинное величие духа, которым чужда корысть. А совесть его, поэта-гражданина была совестью народной. Только такое величие его сердца помогло сберечь от времени все дорогое, сокровенное, связанное с его гением.
И ныне он пришел глядеть на наше настоящее, быть, жить с нами в нашей счастливой истории с теми поколениями, с которыми он некогда говорил, говорил в своих заветных строках. Он пришел, чтобы радоваться вместе с нами нашей радостью, чтобы торжествовать вместе с нами! Абай, один из тех дорогих предков наших поколений, которому суждено быть спутником в нашем шествовании вперед и ввысь...
Потому, именно открывая памятник Абаю, мы еще и еще раз склоняем наши головы перед его светлой памятью и открываем ему навстречу наши сердца.
Вместе со всем сказанным выше хочется еще выразить наше чувство безграничной благодарности партии и правительству и сказать великое спасибо им за оказанное, столь высокое уважение памяти любимого поэта нашего народа!
Мухтар Ауезов
Образец речи № 2
Речь Владимира Путина на открытии памятника героям Великой войны
Уважаемые друзья!
Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну. И сегодня мы открываем мемориал её героям – российским солдатам и офицерам. Открываем на Поклонной горе, которая хранит благодарную память о ратной славе русского воинства, обо всех, кто на разных этапах истории нашего государства защищал его независимость, достоинство и свободу. Своё законное место занял здесь и солдат Первой мировой, его боевые товарищи. Многим из них довелось сражаться затем и на фронтах Великой Отечественной войны. Закалённые ветераны вдохновляли на подвиги молодых бойцов, передавали им традиции боевого товарищества, братства, традиции воинской чести. И большую роль в духовном подъёме нашего народа сыграли тогда великие ценности русской армии, героический опыт поколения Первой мировой войны. На его долю выпали не только суровые испытания первой глобальной мировой войны, но и революционный перелом, братоубийственная Гражданская война, расколовшая судьбу России.
Однако их подвиги, их жертвенность во имя России на долгие годы оказались в забвении. А сама Первая мировая, которую весь мир именует Великой, была вычеркнута из отечественной истории, называлась просто империалистической. Сей час мы возрождаем историческую правду о Первой мировой войне, и нам открываются несчётные примеры личного мужества и воинского искусства, истинного патриотизма российских солдат и офицеров, всего российского общества. Открывается сама роль России в то сложное, переломное для мира время, особенно в предвоенный период. Он отчётливо отражает определяющую черту характера нашей страны, нашего народа.
На протяжении многих веков Россия выступала за крепкие и доверительные отношения между государствами. Так было и накануне Первой мировой, когда Россия сделала всё, чтобы убедить Европу мирно, бескровно решить конфликт между Сербией и Австро-Венгрией. Но Россия не была услышана, и ей пришлось ответить на вызов, защищая братский славянский народ, ограждая себя, своих граждан от внешней угрозы. Россия выполнила свой союзнический долг. Её наступления в Пруссии и в Галиции сорвали планы противника, позволили союзникам удержать фронт и защитить Париж, заставили врага бросить на восток, где отчаянно бились русские полки, значительную часть своих сил. Россия смогла сдержать этот натиск, а затем перейти в наступление. И весь мир услышал о легендарном Брусиловском прорыве. Однако эта победа была украдена у страны. Украдена теми, кто призывал к поражению своего Отечества, своей армии, сеял распри внутри России, рвался к власти, предавая национальные интересы.
Сего дня мы восстанавливаем связь времён, непрерывность нашей истории, и Первая мировая война, её полководцы, солдаты обретают в ней достойное место (как у нас в народе говорят, «лучше поздно, чем никогда»), а в наших сердцах приобретается та священная память, что заслужили по праву воины Первой мировой. Справедливость торжествует на страницах книг и учебников, в средствах массовой информации, в кинолентах и, конечно, в таких мемориалах, который мы с вами открываем сего дня. Это должно продолжаться. Необходима масштабная просветительская работа, серьёзные исследования в архивах. Они позволят точно узнать и причины, и ход этой войны, составить поимённый список её участников, чтобы новые поколения узнали о судьбе своих предков, сложили историю своих семей.
Принципиально важно достойно увековечить память о русских бойцах, найти и обустроить захоронения Первой мировой войны, которых в России немало – их сотни. Там покоятся воины разных стран, но все они навеки связаны общей трагедией. Она напоминает о том, к чему приводят агрессия и эгоизм, непомерные амбиции руководителей государств и политических элит, берущие верх над здравым смыслом, и вместо сохранения самого благополучного континента мира – Европы – подвергают её опасностям. Хорошо бы помнить об этом и сегодня.
В мировой истории так много примеров, какой страшной ценой оборачивается нежелание слышать друг друга, попрание чужих прав и свобод, законных интересов в угоду своим интересам и амбициям. Неплохо бы научиться смотреть и считать хотя бы на шаг вперёд. Человечеству давно пора понять и принять одну самую главную истину: насилие порождает насилие. А путь к миру и процветанию слагается доброй волей и диалогом и памятью об уроках прошедших войн, о том, кто и зачем их начинал. Памятник воинам Первой мировой – не только дань великим подвигам. Это предостережение о том, что мир хрупок, напоминание всем нам об этом. И мы обязаны беречь мир, помнить, что самое ценное на земле – мирная, спокойная, стабильная жизнь! Светлая память героям Первой мировой войны! Слава русскому оружию и нашему солдату-герою!
Использованная литература:
1.Пояснительная записка.
2.Видеоролик с речью И.Тасмагамбетова
3.Речь Мухтара Ауезова на открытии памятника Абаю Кунанбаеву.
4.Речь В.Путина на открытии памятника героям Великой войны.
5.Т.О.Скиргайло «Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров.
11