«Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімі Аршалы кентінің Жұмабек Тәшенов атындағы жалпы білім беретін орта мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа имени Жумабека Ташенова поселка Аршалы отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

VI I международной педагогической ярмарки педагогических инноваций.

19.03.2018

Акмолинская область

Аршалынская средняя школа № 3.



Методическая разработка участника

VI I международной педагогической ярмарки педагогических инноваций.

Номинация: разработка урока


Тема: Подготовка к сочинению в жанре речи на открытии монумента «Казақ елі» в Астане.

Тип урока: применение полученных знаний на практике.

Адресат: учащиеся старших классов




Автор - составитель: Зайтенова Куралай Дюсеновна, Учитель русского языка и литературы, стаж 16 лет

п. Аршалы 2017 г.

Оглавление



1. Пояснительная записка ……………………………… 3 стр.

2. Содержание …………………………………………… 4-10стр.

3. Список литературы ………………… ………………. ... 11 стр.

Пояснительная записка.

Вместе с становлением новой дифференцированной средней общеобразовательной школы обновляется содержание образования. В условиях такого обучения учителю приходится продумывать индивидуальные задания различного уровня, в том числе и при обучении написанию сочинений.

В век информационных технологий очень тяжело у учащихся привить интерес к чтению и написанию сочинений. Современному ученику не хочется делать то, что абсолютно ему не интересно. Но перед нами стоит задача научить учащегося правильно и грамотно выражать мысли. Поэтому учитель должен предложить ученику такую форму работы, чтобы учащийся, выполняя ее, знал, для чего и с какой целью он это делает. Также ученик должен четко определить жизненные сферы, где он может применить знания, полученные в процессе выполнения данной формы работы.

С целью развития устной и письменной речи у учащихся я предлагаю писать им сочинения в нетрадиционных жанрах: сочинение-отзыв, сочинение-рекламу, сочинение в жанре речи на открытии памятника, сочинение в жанре письма.


Тема: подготовка к сочинению в жанре речи на открытии монумента «Казақ елі» в Астане.

Цели:

познакомить с принципами построения монологической речи;

Развить способность логического мышления;

Воспитывать на примере героического подвига казахского народа чувство патриотизма, пробудить интерес к изучению истории своего народа;

Формировать умение составлять связное высказывание.

Оборудование: презентация: эпиграф, иллюстрация с изображением памятника, памятка с требованием к сочинению речи; видеоролик с речью экс-акима г.Астаны И. Тасмагамбетова на открытии монумента, образцы речи.

Эпиграф урока:

«….красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека….» (Цицерон).

Ход урока.

I Актуализация знаний.

II Формирование новых умений и навыков.

Слово учителя. Главная задача нашего урока – научить строить и произносить ярко и убедительно публичную речь. Вряд ли нужно доказывать, что необходимо воспитывать в себе умение создавать и произносить речь. В жизни возникают ситуации, когда требуется отстоять свое мнение, оценить чью-то деятельность, побудить к каким-либо действиям. Речь может быть: критической, торжественно- похвальной, агитационной и приветственной.

Мы должны составить речь по поводу открытия монумента. Какой будет наша речь?(торжественно-похвальной).

Каким будет стиль? (публицистическим).

Прослушать речь экс-аким И.Тасмагамбетова на открытии монумента «Казақ елі». (видеоролик)

Какое впечатление произвело на вас данное выступление?(ответы учеников).

Раздаются памятки. Приложение 1


Памятка состоит из компонентов:



1)изобретение речи (подготовка материала для речи);

2)расположение (композиция);

3)выбор языковых средств (перечисление, градация, антитеза);

4)запоминание;

5)произнесение.

Работа с образцами речи. Приложение 2

Соответствуют ли эти речи тем требованиям, о которых мы говорили.

(анализ речей по карточкам).

III Обобщение.

Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы понимаете его?

Красноречие помогает нам выразить наш ум и волю с наибольшей силой, при этом воздействуя на слушателя.

Ученики пишут речь.

Приложение 1

Памятка :

1)изобретение речи (подготовка материала для речи);

2)расположение (композиция);

3)выбор языковых средств (перечисление, градация, антитеза);

4)запоминание;

5)произнесение.

Приложение 2

Образец речи № 1

Речь на открытии памятника Абаю Кунанбаеву

Товарищи!

Всем вам хорошо известно, ясно, что сейчас, в этот час, на глазах всех нас присутствующих на этой новой площади города Алма-Аты происходит событие огромного культурно-исторического значения. Мы отмечаем открытие памятника в нашей столице великому Абаю!

  Двоякий большой смысл имеет это незаурядное явление. Во-первых, наше общество советских людей, состоящее из представителей не одних, а многих братских народностей, живущих в Алма-Ате, в советском Казахстане — единой волей, единым слитным чувством, воздвигает настоящий памятник. Оно воздает должное светлой памяти великого сына казахского народа Абая и выражает тем самым благодарное отношение нашей социалистической, советской современности к великим историческим заслугам Абая Кунанбаева — поэта, мыслителя, борца против мира зла и мрака своей эпохи.

  Другой глубокий, важнейший смысл в том, что сам Абай, донося до нас многие и многие волнения своего отзывчивого сердца, доведя до нас тысячи своих тревожных дум, запечатленных в строках, страницах его бессмертных творений — ныне встал с этих заветных страниц такой осязаемый, близкий, зримый! Счастливой творческой волей ваятеля как бы шагнул он вот из своего далека, уже трудно представимого нашему

юношеству, далека в наш настоящий, счастливый сегодняшний день "как живой с живым

говоря". Как бы обрел он еще в одном высоком качестве новую жизнь свою, став в ряд с нами. И он пойдет такой достойнейший сын народа, заступник народа в тяжелую годину, в эпоху безвременья — пойдет с нами и с нашими потомками в грядущее, в то счастливое великое грядущее, о чем только мог мечтать он в своих смутных видениях поэта-провидца.

Да, о нем, именно о нем, и с полным основанием мы можем сказать с благодарностью, что он с нами со всеми своими творениями, а ныне и со своим образом на виду.

 А с чем и как пришел Абай к нам?

  Он пришел, чтобы поведать нам о горе и печали трудового люда пустынных веков минувшего. Он поведал нам о страданиях, стенаниях казахской женщины! Он принес, донес до нас ненависть и проклятие народные против степных воротил, невежественных правителей, родовых верхов, установивших в степи волчьи законы. Он поведал нам о лучших устремлениях передовой части современного ему общества: увидеть, постичь, вкусить плоды знания, света. Он поведал нам о светлой мечте, возвышенной любви, о свободном, вольном счастье юных сердец, угнетаемых суровыми, позорными институтами адата, шариата. Он поведал нам, донес до нас ненависть и презрение народных масс к неизменным людским порокам: жадности, тщеславию, сутяжничеству, тунеядству, зависти и мерзости всякой иной...

  Он же — Абай, поведал нам, как безгранична была его любовь, его уважение и вера в передовую русскую мысль! Он оставил в наследство нам, он завещал нам, еще в ту пору разобщенности народов, единственную, неукоснительную, непоколебимую веру в спасительную роль гуманистической, демократической русской культуры. 

Он завещал нам знать, любить и почитать гений Пушкина, бессмертные творения Лермонтова, Толстого. Он воспитывал нас еще в наши детские, отроческие годы на родном казахском языке на строфах пушкинских, на элегиях, думах, лирике Лермонтова.  

И самое исторически колоссальное из его заслуг заключено в том, что он учил нас, казахских писателей, своих потомков, наследников его, тому, как надо учиться, плодотворно учиться на примерах русской классической и мировой литературы, учиться создавать истинно художественные, подлинно высококультурные образцы литературного творчества.

  И во всем только что, лишь поверхностно упомянутом мною духовном наследстве Абая воплощено одно неотъемлемо великое — это его высокий интеллект, это тот высокий строй души, подлинное величие духа, которым чужда корысть. А совесть его, поэта-гражданина была совестью народной. Только такое величие его сердца помогло сберечь от времени все дорогое, сокровенное, связанное с его гением. 

И ныне он пришел глядеть на наше настоящее, быть, жить с нами в нашей счастливой истории с теми поколениями, с которыми он некогда говорил, говорил в своих заветных строках. Он пришел, чтобы радоваться вместе с нами нашей радостью, чтобы торжествовать вместе с нами! Абай, один из тех дорогих предков наших поколений, которому суждено быть спутником в нашем шествовании вперед и ввысь...

  Потому, именно открывая памятник Абаю, мы еще и еще раз склоняем наши головы перед его светлой памятью и открываем ему навстречу наши сердца.

  Вместе со всем сказанным выше хочется еще выразить наше чувство безграничной благодарности партии и правительству и сказать великое спасибо им за оказанное, столь высокое уважение памяти любимого поэта нашего народа!

Мухтар Ауезов

Образец речи № 2

Речь Владимира Путина на открытии памятника героям Великой войны

Уважаемые друзья!

Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну. И сегодня мы открываем мемориал её героям – российским солдатам и офицерам. Открываем на Поклонной горе, которая хранит благодарную память о ратной славе русского воинства, обо всех, кто на разных этапах истории нашего государства защищал его независимость, достоинство и свободу. Своё законное место занял здесь и солдат Первой мировой, его боевые товарищи. Многим из них довелось сражаться затем и на фронтах Великой Отечественной войны. Закалённые ветераны вдохновляли на подвиги молодых бойцов, передавали им традиции боевого товарищества, братства, традиции воинской чести. И большую роль в духовном подъёме нашего народа сыграли тогда великие ценности русской армии, героический опыт поколения Первой мировой войны. На его долю выпали не только суровые испытания первой глобальной мировой войны, но и революционный перелом, братоубийственная Гражданская война, расколовшая судьбу России.

Однако их подвиги, их жертвенность во имя России на долгие годы оказались в забвении. А сама Первая мировая, которую весь мир именует Великой, была вычеркнута из отечественной истории, называлась просто империалистической. Сей час мы возрождаем историческую правду о Первой мировой войне, и нам открываются несчётные примеры личного мужества и воинского искусства, истинного патриотизма российских солдат и офицеров, всего российского общества. Открывается сама роль России в то сложное, переломное для мира время, особенно в предвоенный период. Он отчётливо отражает определяющую черту характера нашей страны, нашего народа.

На протяжении многих веков Россия выступала за крепкие и доверительные отношения между государствами. Так было и накануне Первой мировой, когда Россия сделала всё, чтобы убедить Европу мирно, бескровно решить конфликт между Сербией и Австро-Венгрией. Но Россия не была услышана, и ей пришлось ответить на вызов, защищая братский славянский народ, ограждая себя, своих граждан от внешней угрозы. Россия выполнила свой союзнический долг. Её наступления в Пруссии и в Галиции сорвали планы противника, позволили союзникам удержать фронт и защитить Париж, заставили врага бросить на восток, где отчаянно бились русские полки, значительную часть своих сил. Россия смогла сдержать этот натиск, а затем перейти в наступление. И весь мир услышал о легендарном Брусиловском прорыве. Однако эта победа была украдена у страны. Украдена теми, кто призывал к поражению своего Отечества, своей армии, сеял распри внутри России, рвался к власти, предавая национальные интересы.

Сего дня мы восстанавливаем связь времён, непрерывность нашей истории, и Первая мировая война, её полководцы, солдаты обретают в ней достойное место (как у нас в народе говорят, «лучше поздно, чем никогда»), а в наших сердцах приобретается та священная память, что заслужили по праву воины Первой мировой. Справедливость торжествует на страницах книг и учебников, в средствах массовой информации, в кинолентах и, конечно, в таких мемориалах, который мы с вами открываем сего дня. Это должно продолжаться. Необходима масштабная просветительская работа, серьёзные исследования в архивах. Они позволят точно узнать и причины, и ход этой войны, составить поимённый список её участников, чтобы новые поколения узнали о судьбе своих предков, сложили историю своих семей.

Принципиально важно достойно увековечить память о русских бойцах, найти и обустроить захоронения Первой мировой войны, которых в России немало – их сотни. Там покоятся воины разных стран, но все они навеки связаны общей трагедией. Она напоминает о том, к чему приводят агрессия и эгоизм, непомерные амбиции руководителей государств и политических элит, берущие верх над здравым смыслом, и вместо сохранения самого благополучного континента мира – Европы – подвергают её опасностям. Хорошо бы помнить об этом и сегодня.

В мировой истории так много примеров, какой страшной ценой оборачивается нежелание слышать друг друга, попрание чужих прав и свобод, законных интересов в угоду своим интересам и амбициям. Неплохо бы научиться смотреть и считать хотя бы на шаг вперёд. Человечеству давно пора понять и принять одну самую главную истину: насилие порождает насилие. А путь к миру и процветанию слагается доброй волей и диалогом и памятью об уроках прошедших войн, о том, кто и зачем их начинал. Памятник воинам Первой мировой – не только дань великим подвигам. Это предостережение о том, что мир хрупок, напоминание всем нам об этом. И мы обязаны беречь мир, помнить, что самое ценное на земле – мирная, спокойная, стабильная жизнь! Светлая память героям Первой мировой войны! Слава русскому оружию и нашему солдату-герою!

Использованная литература:

1.Пояснительная записка.

2.Видеоролик с речью И.Тасмагамбетова

3.Речь Мухтара Ауезова на открытии памятника Абаю Кунанбаеву.

4.Речь В.Путина на открытии памятника героям Великой войны.

5.Т.О.Скиргайло «Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров.

11

Просмотров: 405


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст