«Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімі Аршалы кентінің Жұмабек Тәшенов атындағы жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа имени Жумабека Ташенова поселка Аршалы отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Международной педагогической ярмарки

16.04.2018

Методическая разработка участника

Международной педагогической ярмарки «»

Номинация: разработка урока

Тема: Глагол как часть речи.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Адресат: учащиеся 5-6 классов.

Автор - составитель:Зайтенова Куралай Дюсеновна,

Учитель русского языка и литературы,

стаж 16 лет


Оглавление


1. Пояснительная записка ……………………………… 1стр.

2. Содержание …………………………………………… стр.

3. Список литературы ………………… ………………. ... стр.

Пояснительная записка.

Данная разработка составлена в соответствии с требованиями обновленного содержания образования. В этом году по обновленной программе обучаются лишь первые классы нашей школы. В своей работе стратегии обучения обновленного содержания образования я стараюсь применять при проведении уроков во всех классах. Особенно учащиеся среднего звена с воодушевление работают по данным стратегиям. Вашему вниманию представлен один из серии таких уроков.

Тема урока: Глагол как часть речи.

Школа: АСШ № 3

Дата:

Зайтенова К.Д.

Класс: 5

Присутствовало:

Отсутствовало:

Основная цель:

Различать основные признаки глагола и правильно употреблять глаголы в речи.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

* различать глаголы по основному признаку(обозначает действие предмета).

Большинство: *смогут с помощью глаголов составить текст.

Смогут находить глаголы в художественных текстах.

Некоторые: Смогут находить в художественных текстах и определять их род, число, время.


Языковые цели:

Учащиеся могут:

*самостоятельно использовать различные формы глагола в своей речи.

Используя ключевые фразы (действие, состояние, что делать, части речи, морфология).


Предыдущее обучение

Имя существительное, имя прилагательное. Связь глагола с существительным.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока

1. Орг. момент (положительный настрой на урок)

2. Деление класса на группы. Ученики собирают разрезанные открытки с изображением героев из определенных мультфильмов.

Проектор, интерактивная доска.


Раздаточный материал.

Середина урока

3 Просмотр мультфильма «Глаголы».(Алиса Самбурская).


. Определение темы урока. Постановка целей и задач.

1 группа. Стратегия чтения «Пузырьки». Чтение информации о глаголе (работа в группах.) Дети самостоятельно осваивают информацию. Разбивают на части и пересказывают содержание изученного материала, опираясь на составленные опорные схемы.

(Приложение 1.)


Физминутка. Игра «Молекулы» – учитель дает команды, дети должны собраться в группы. Например: Молекулы по - двое!


Работа с текстами. (Приложение 2.)


А) Текст без глаголов.

Б) Текст из одних глаголов.

В)Текст, в котором употреблены и глаголы, и прилагательные, и существительные .

Задание группам.

  1. Стратегия «Тройной пузырь». Сравнить три текста.
  2. Стратегия «Тройной пузырь». Сравнить три части речи(имя прилагательное, имя существительное, глагол.
  3. Составить фишбоун по теме «Глагол».


Видеоролик.









Составление диаграммы.



Конец урока

Обратная связь Творческое задание. К тексту без глаголов подобрать глаголы, чтобы получился рассказ.


Картинки, проектор,

Дифферинциация. Как планируете поддержать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи соблюдение СанПиН ИКТ компетентность связи с ценностями

* словесная похвала, устное поощрение

*дескрипторы

*обратная связь

*литература

*применение интернет источников

* СанПиН соответствует требованиям

*привитие интереса к предмету

Рефлексия

Использование смайликов.


(Приложение 1.)

Стратегия «Пузырьки» (текст для чтения и анализа). Что такое глагол в русском языке

В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей процесс, отношение, действие или состояние лица.

На какие вопросы отвечает глагол

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?» (несовершенного вида), «Что сделать?» (совершенного вида). В составе предложений глаголы чаще всего выступают сказуемым, однако в русском языке используются конструкции, в которых отглагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения.

Примеры глаголов в составе предложения:

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Этот текст преподаватель будет спрашивать на следующем занятии.

Глаголы подчеркнуты зеленой чертой.


Какие времена имеет глагол?

Существует три времени глаголов в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегдаобедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времен.


Род глагола определяется только у  прошедшего времени. В формах слов этой части речи настоящего и будущего времени существует лицо:

Например, у глаголов единственного числа:

1 лицо - я гуляю, я буду гулять,

2 лицо -ты гуляешь ты будешь гулять,

3 лицо - он гуляет, он будет гулять;

множественное число:

1 лицо - мы гуляем, мы будем гулять,

2 лицо - вы гуляете, вы будете гулять,

3 лицо - они гуляют, они будут гулять.

В формах прошедшего времени, напротив, лицо не определяется, так как глагол не изменяется по лицам и числам, а можно выявить род - мужской, женский и средний. Показателем рода являются окончания:

у мужского рода, каа правило, нулевое:

мальчик гулял_, плавал_, рассердил_ся.

У глаголов в форме прошедшего времени женского рода имеется окончание -а:

девочка гулял-а, плавал-а, рассердил-а-сь.

У глаголов среднего рода - окончание -о, например:

солнце гулял-о, плавал-о в небе, рассердил-о-сь и спрятал-о-сь за тучку

(Приложение 2.)

ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ. ТЕКСТ ИЗ ОДНИХ ГЛАГОЛОВ.

Звенит. Потянулся. Смахнул. Смотрю. Сломались. Не работают. Просыпаюсь. Не хочу. Хочется спать. Засыпаю. Звонит. Вскакиваю. Спешу. Собираюсь. Суечусь. Роняю. Поднимаю. Разбил. Не смогу увидеть. Расстраиваюсь. Умываюсь. Причесываюсь. Одеваюсь. Хватаю. Выбегаю. Возвращаюсь. Прощаюсь. Закрываю. Опаздываю. Бегу. Спешу. Вбегаю. Смотрю. Прозвенел. Не успел! Хлопаю. Переодеваюсь. Поднимаюсь. Влетаю. Здороваюсь. Пытаюсь отдышаться. Разрешили войти. Прохожу, сажусь. Готовлюсь. Открываю. Ищу. Не могу найти. Забыл! Спрашивают. Выхожу. Волнуюсь. Сбиваюсь. Не сдал. Поставили. Буду исправлять. Грущу. Спускаемся. Заходим. Садимся. Спрашивают. Смотрят, выбирают. Не выучил. Прячусь. Боюсь. Молчу. Не вызвали. Выдохнул. Улыбнулся. Читаю. Отвлекаюсь. Звенит. Закончилось. Одеваемся. Выходим. Освободили! Жду. Идем. Разговариваем. Договариваемся. Созвонимся. Прихожу. Обедаю. Болтаю. Гуляю. Читаю. Вспоминаю!!! Забыл. Пересдавать! Распахиваю. Учу. Решаю. Разбираю. Запоминаю. Темнеет. Сижу, читаю. Захватывает. Припозднился. Спать не хочу. Высплюсь! Ложусь спать…

Звенит…

Текст без глаголов.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Текст в котором есть глаголы, существительные, прилагательные и др.части речи.

НА КРАЮ ЛЕСА

  Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги. 

  Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

  Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. 

  Хорош запах весеннего леса!

  Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать. 

(По И. Соколову-Микитову)

Использованная литература:

1.Шаблон КСП в рамках обновленного содержания образования.


Просмотров: 506


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст